Чтобы предоставлять услуги с помощью BILLmanager, важно знать, как этот процесс реализован в системе. 

Цель статьи — познакомить администратора с общими принципами предоставления и обработки услуг.

Общий алгоритм обработки услуг


BILLmanager обеспечивает клиентам удобную платформу выбора и заказа услуг. При этом BILLmanager не предоставляет никаких услуг. После заказа услуги клиентом BILLmanager отправляет API-запрос на создание услуги в стороннюю панель управления — этот процесс называется обработка услуги.

Например, клиент хочет приобрести доменное имя. В своем личном кабинете он выбирает зону доменного имени (.com, .ru, .net и т.д.) и указывает необходимые для заказа данные. BILLmanager использует эти данные для формирования API-запроса к панели управления выбранного регистратора доменов — WebNames, например. Панель управления WebNames получает запрос от биллинга, обрабатывает его и на основе полученных данных предоставляет доменное имя. Как только домен будет зарегистрирован, BILLmanager поменяет статус услуги, получит необходимые данные от регистратора и отправит клиенту уведомление о том, что услуга готова к использованию.

Средства обработки услуг


Модуль обработки — алгоритм, по которому биллинговая система формирует API-запрос к стороннему продукту. BILLmanager можно интегрировать со сторонними продуктами и для каждого отдельного продукта используется уникальный модуль обработки. Все модули обработки заложены в BILLmanager изначально. 

Обратите внимание!

Для каждого типа продукта можно выбрать только подходящие модули обработки. Например, для услуги "Виртуальный хостинг" можно выбрать ISPmanager или cPanel.

В web-интерфейсе биллинговой системы модуль обработки представляется такой сущностью, как обработчик услуг. Обработчик содержит в себе всю информацию для обработки услуги:

  • тип услуги (например, виртуальный сервер, доменное имя или выделенный сервер);
  • модуль обработки;
  • данные для интеграции со сторонней панелью управления;
  • собственные настройки (наименование, дата-центр, ответственный отдел и др.).

Обработчик услуг определяет, какой модуль обработки использовать и от имени какой учётной записи формировать запрос на предоставление услуги.

Обратите внимание!

Отключение обработчика услуг прекращает только открытие новых услуг. Созданные услуги продолжат синхронизироваться со сторонней панелью управления даже через выключенный обработчик.

Тарифный план


Клиент провайдера BILLmanager не знает про существование элементов, описанных выше. Для клиента при заказе услуги существует только одна сущность — тарифный план.

Тарифный план для клиента — это набор ресурсов, которые ему предлагают за конкретную стоимость.

Тарифный план для администратора — это настраиваемый шаблон создания услуги. 

Настройку тарифного плана условно можно разделить на две части:

  • параметры обработки услуги — все данные, которые используются при создании обработчика услуг:
    • тип услуги;
    • модуль обработки;
    • данные интеграции со сторонним продуктом и т.д.;
  • параметры набора предоставляемых ресурсов — список ресурсов, которые необходимо предоставить, например:
    • дисковое пространство;
    • размер оперативной памяти;
    • частота процессора и т.д.

За параметры обработки услуги отвечает обработчик услуг. Поэтому для каждого тарифа необходимо назначить хотя бы один обработчик услуг.

Подробнее см. статью Создание, настройка, архивация тарифа.

Шаблон учётной записи 


Набор предоставляемых ресурсов определяет шаблон учётной записи. Шаблон учётной записи настраивается в сторонней панели управления. Он определяет какие ресурсы необходимо выделять и в каком количестве.

Например, в ISPmanager (услуги виртуального хостинга) есть раздел Шаблоны, в нём можно создавать шаблоны учётных записей. Есть два созданных шаблона с параметрами:

    • StarterPack, максимальное количество баз данных — 5;
    • AdvancedPack, максимальное количество баз данных — 10.

При этом есть BILLmanager, который интегрирован с ISPmanager и имеет два тарифа: 

    • Стартовый тариф. Шаблон учётной записи — "StarterPack";
    • Расширенный тариф. Шаблон учётной записи — "AdvancedPack".

Если пользователь закажет услугу виртуального хостинга по тарифу "Стартовый тариф", он сможет управлять только пятью базами данных. С тарифом "Расширенный тариф" максимальное количество доступных баз данных — десять.

Не все услуги создаются на основе шаблона учётной записи, его использование зависит от типа продукта и модуля обработки. В случаях, когда шаблон не используется, BILLmanager передаёт сторонней панели управления набор ресурсов, определённый в модуле обработки. Количество каждого ресурса определяется на странице дополнений к тарифному плану. Подробнее см. Настройка содержания тарифа.

Например, услуга "Виртуальный сервер" в связке BILLmanager + VMmanager создается с использованием шаблона. При создании виртуальной машины биллинговая система передаёт VMmanager название шаблона VM (сущность на стороне VMmanager) и дополнительные параметры, если они определены в тарифном плане. 

Та же услуга "Виртуальный сервер" в связке BILLmanager + vCloud Director не использует шаблон для создания машины. При создании виртуальной машины BILLmanager передаёт vCloud Director набор необходимых параметров — количество дискового пространства, размер оперативной памяти и т.д.

Автоматическая обработка


После того, как клиент закажет и оплатит услугу, её статус изменится на "Обрабатывается". Это подразумевает, что модуль обработки запустит процесс открытия услуги и она будет создана в панели управления регистратора.

Процесс открытия услуги виден на странице Инструменты →  Текущие операции. Если операция завершится ошибкой, информация по ошибке будет отображена на этой же странице. Вы можете посмотреть лог ошибки или перезапустить операцию. Раз в пять минут операции перезапускаются автоматически.

Если операция завершается ошибкой несколько раз, то она переводится в ручную обработку и создаётся Задача. Тогда вы можете вручную запустить операцию или открыть услугу на сервере самостоятельно:

  1. Перейдите в раздел ИнструментыЗадачи.
  2. Найдите задачу по открытию услуги → кнопка Изменить → кнопка Взять задачу.
  3. Заполните информацию по услуге → кнопка Закрыть задачу.

После этого услуга перейдет в статус "Активна", а клиенту отправится уведомление об открытии услуги.

Модуль обработки "Ручная обработка"


Если не нашлось подходящего модуля обработки для услуги, вы можете использовать модуль обработки "Ручная обработка". В таком случае, на каждую операцию будет создаваться Задача.

Задачи направляются в отдел, указанный в настройках обработчика услуг. Сотрудники, которые состоят в этом отделе, увидят новую задачу. Сотрудник берёт задачу на себя, выполняет описанные в задаче действия, заполняет поля и закрывает задачу. Услуга после этого переходит в необходимое состояние. Подробнее о задачах