Документация BILLmanager

Платежный цикл (Billing Cycle)

Под платежным циклом в BILLmanager (биллинговым циклом) следует понимать период между двумя последовательными оплатами услуги. 

Для отслеживания платежного цикла, в планировщике (cron) имеется задание 'billdaily'. Оно отвечает за ежедневный сбор информации об открытых услугах. Некоторые функции задания:

  • Считает, через сколько дней необходимо продлить услугу. 
  • Инициирует автопродление услуг, если используется. 
  • Инициирует уведомления о необходимости продлить услугу. 
  • Ведет статистику использования ресурсов и услуг. 
  • Считает на какой срок просрочена оплата услуг. 

В BILLmanager можно использовать биллинговый цикл разной длительности: помесячный, ежедневный и почасовой. 

Помесячный цикл


Ежемесячное списание средств можно условно разделить на два типа: периодическое и календарное. 

Периодическое списание

Списание средств происходит периодически, на протяжении всего времени использования услуги. Период оплаты выбирается клиентом при заказе услуги. Он всегда кратен месяцу. В качестве дня списания средств используется число заказа услуги. 

Например, клиент заказал услугу виртуального хостинга 5-го июня и оплатил 3 месяца использования. Все последующие списания средств будут происходить раз в три месяца 5-го числа: 5-го сентября, 5-го декабря и т.д.

Календарное списание средств

Чтобы активировать календарное списание средств, необходимо в настройках тарифа отметить флаг "Календарное списание средств". Когда флаг активен, оплата услуги выравнивается по 1-му числу месяца. Также, необходимо будет указать "Переходный день". Указанный день будет использован для календарного выравнивания стоимости и срока действия услуги. Если услуга заказана до переходного дня, то она будет активна до конца текущего месяца. Если услуга заказана в переходный день или позже, то она будет активна до конца следующего месяца.

Например, используется "Календарное списание средств" и в качестве "Переходного дня" установлено значение 15. В таком случае, услуга, заказанная 12-го июля, будет активна до 1-го августа. Услуга, заказанная 17-го июля, будет активна до 1-го сентября. 

При календарном списании средств, для расчета стоимости неполного месяца используется формула: (количество дней в месяце - текущее число + 1) / количество дней в месяце * стоимость тарифа. За пользование услугой целый месяц, взимается полная стоимость тарифного плана. 

Таким образом:

  • При заказе услуги на месяц до переходного дня, с клиента спишется стоимость неполного месяца (по формуле). 
  • При заказа услуги на месяц после переходного дня, с клиента будет списана стоимость неполного месяца (по формуле) и стоимость целого месяца. 

Для заказов на более длительные сроки, например 3 месяца:

  • При заказе до переходного дня, будет списана стоимость двух полных месяцев и стоимость неполного месяца. 
  • При заказе после переходного дня, будет списана полная стоимость периода (3 полных месяца) и стоимость неполного месяца. 

Ежедневный цикл


Чтобы активировать ежедневное списание средств, необходимо в настройках тарифа отметить флаг "Ежедневно снимать оплату". Когда флаг активен, средства за использование услуги списываются с клиента ежедневно. Стоимость услуги считается по формуле: (стоимость заказанного периода / количество месяцев в периоде) / количество дней в текущем месяце. Услуги с ежедневным типом учета не имеют срока действия, они действуют пока на счету клиента есть средства. 

Например, 1-го марта клиент заказывает виртуальный сервер за 100 рублей в месяц и с ежедневным списанием средств, период заказа - 3 месяца. Итоговая стоимость заказа - 300 рублей. 

Таким образом, в марте каждый день с клиента будет списываться 3.23 рубля (300/3/31). В апреле ежедневно будет списываться 3.33 рубля (300/3/30). 

Обратите внимание!

Сумма ежедневного платежа зависит от периода заказ услуги.

Почасовой биллинг


Чтобы активировать почасовой биллинг, необходимо в настройках тарифа отметить флаг "Разрешить клиенту запуск/остановку". Когда флаг активен, система учитывает время простоя услуг. 

По умолчанию время простоя оплачивается клиентом. Если отключить флаг "Списывать средства при остановке", то в начале следующего дня, клиенту будут возвращены средства за простой услуги. Таким образом, клиент может влиять на ежедневную стоимость услуги. 

Стоимость услуги с учетом простоя рассчитывается по формуле: (Стоимость услуги + Стоимость ресурса)/Количество часов в сутки*Количество часов работы + Стоимость ресурсов со списанием при простое

Пересчет и возврат средств клиенту выполняется каждый день по заданию 'billdaily'. Пересчет и возврат выполняются для услуг, у которых дата остановки совпадает с текущей датой. В рамках задания изменяется дата остановки услуг с почасовым биллингом - продлевается на один день. Возврат средств клиенту выполняется посредством редактирования расходов, которые были созданы днем ранее для оплаты услуги и ресурсов.

Например, провайдер предоставляет клиентам услугу виртуального хостинга с возможностью почасового биллинга. За простой услуги средства не списываются (флаг "Списывать средства при остановке" неактивен). Ежедневная стоимость услуги - 10 рублей. Клиент заказал два ресурса: дополнительное дисковое пространство за 5 рублей в сутки и публичный IP-адрес за 10 рублей. За ресурс "Дисковое пространство" списываются средства при остановке услуги, за "IP-адрес" не списываются. 

Таким образом, в сутки услуга клиента стоит 25 рублей. Последние сутки виртуальный хостинг был активен только 12 часов. Получается, что клиенту будет возвращена половина стоимости услуги и ресурса "IP-адрес". Итоговая стоимость услуги за последние сутки составит 15 рублей. 

Обратите внимание!

Не рекомендуется вручную выполнять перерасчет стоимости услуг с почасовым биллингом.

Это может нарушить логику списания расходов, а также затронуть расходы с другими типами учета.